Му́фта — устройство (деталь машины), предназначенное для соединения друг с другом концов валов и свободно сидящих на них деталей для передачи крутящего момента. Служат для соединения двух валов, расположенных на одной оси или под углом друг к другу.
Муфта передаёт механическую энергию без изменения её величины.
Система классификации муфт:
По видам управления:
Управляемые — сцепные, автоматические. Неуправляемые — постоянно действующие.По группам муфт (механические):
Жёсткие (глухие) муфты: втулочные (по ГОСТ 24246-96) ; фланцевые (по ГОСТ 20761-96); продольно-свёртные (по ГОСТ 23106-78). Компенсирующие муфты — компенсируют радиальные, осевые и угловые смещения валов: шарнирные муфты — угловое смещение до 45° (по ГОСТ 5147-97). зубчатые; цепные (по ГОСТ 20742-93). Упругие муфты — компенсация динамических нагрузок: муфты с торообразной оболочкой (по ГОСТ 20884-93); втулочно-пальцевые (по ГОСТ 21424-93); муфты со звёздочкой (по ГОСТ 14084-93). Сцепные муфты — соединение или разъединение валов или валов с установленными на них деталями. муфты кулачково-дисковые (по ГОСТ 20720-93); кулачковые муфты; фрикционные; центробежные. Самоуправляемые (автоматические) муфты: обгонные муфты — передача вращения только в одном направлении; центробежные — ограничение частоты вращения; предохранительные муфты — ограничение передаваемого момента (с разрушающимся элементом и автоматические). Гидравлические (гидродинамические). Электромагнитные и магнитные.Примеры конструктивных исполнений унифицированных муфт.
Жёсткие фланцевые и втулочные муфты.
В жёсткой фланцевой муфте применяется болтовое соединение фланцев. Во втулочной муфте применяется жёсткая втулка, соосно соединяющая друг с другом два вала.
Упруго-крутильные кулачковые муфты.
Муфта состоит из двух ступиц и упругого элемента — "зубчатого венца". Передача крутящего момента осуществляется геометрическим замыканием. Устойчива на пролом. Колебания и удары, которые возникают во время эксплуатации, эффективно демпфируются и снижаются. За счёт использования упругого элемента плохо переносит температурные нагрузки.
Гидравлическая муфта.
Гидравлическая муфта — устройство, в котором валы не имеют жёсткой механической связи и передача механической энергии происходит под действием потока рабочей жидкости (масла) от насосного колеса к турбинному колесу. Особенность гидравлической муфты в том, что она ограничивает максимальный момент, сглаживает пульсации, устраняет перегрузку двигателя при пуске и разгоне.
Электромагнитная и магнитная муфта.
Электромагнитная и магнитная муфта — валы также не имеют жесткой механической связи и, кроме того, она позволяет передавать механическую энергию за счёт магнитных сил. При подаче напряжения на магнитное тело якорь муфты притягивает ведущий и ведомые диски. Различают следующие типы электромагнитных муфт:
Контактные — подача напряжения на магнитное тело щёткодержателем ЭМЩ, тип ЭТМ.
Бесконтактные — подача напряжения по токопроводу, тип муфты ЭТМ.
Тормозные — ЭТМ.